Конспект лекции: Система административной юстиции в после октябрьской России



Слом государственного аппарата в октябре 1918 г. означал также и ликвидацию всех институтов дореволюционной административной юстиции. Официально они были упразднены в соответствии с положением декрета «О суде» №1 от 22 ноября 1917 г. Однако почти сразу же возникла потребность в организации обычных судов, а чуть позже органов, которые могли бы разрешать административные дела.

Первый проект создания административных судов был разработан в наркомате государственного контроля РСФСР в 1918 г. В соответствии с проектом при наркомате государственного контроля создавался особый комитет по рассмотрению обращений граждан, а на местах отделения по рассмотрению обращений. Указанные органы должны были рассматривать жалобы на действия, бездействие должностных лиц и правительственных учреждений. В состав комитета должны были входить 22 человека, представляющие все социальные группы населения Республики. Они назначались на 3 года и могли быть переназначены на новое трехлетие. Рассмотрение дел должно было вестись по принципам состязательно-инструкционного производства с обязательным представительством сторон.

9 апреля 1919 г. ВЦИК издал декрет о государственном контроле. В соответствии с ним предусматривалось создание специального аппарата для разбора жалоб. Были приняты положения от 4 мая и 24 мая соответственно, предусматривающие создание центрального бюро жалоб, а также губернских и уездных бюро жалоб. Указанные учреждения занимались рассмотрением и разрешением заявлений граждан о нарушении их прав со стороны разного рода государственных органов и должностных лиц. Право на обращение в бюро жалоб имели не только сами потерпевшие, но и лица организации, не понесшие ущерба от обжалованных действий.

В бюро жалоб рассматривались:

  • 1. Жалобы на конкретные злоупотребления, т.е. грубо обращение, произвол, волокиту.
  • 2. Заявления, указывающие на неправомерность обжалованных действий, и их не соответствие декретам, распоряжениям и общим направлениям политики центральной власти.
  • 3. Заявления, содержащие предложение по совершенствованию деятельности государственных учреждений.

Все жалобы по общему правилу рассматривались местными бюро по существу и в установленный для этого срок - от 3 до 7 дней. Постановления уездных бюро обжаловались в губернских, а последних - в центральном бюро. Решения бюро по жалобам и распоряжения бюро о приостановлении действия обжалованных актов были обязательны для административных органов и должностных лиц.

Наряду с созданием органов в данный период административная юстиция получила также и другое направление развития. В соответствии с положениями отдельных нормативно-правовых актов, ряд административно-правовых вопросов был передан на рассмотрение суда. В соответствии с кодексом об актах гражданского состояния о брачном, семейном и опекунском праве от 16 сентября 1918 г., был узаконен судебный порядок рассмотрения споров между гражданами и органами управления по поводу неправильных записей в актах гражданского состояния. Помимо этого суды рассматривали жалобы граждан на решение отделов социального обеспечения по поводу назначения содержания одного супруга за счет другого.

В 1925 г. постановлением СНК СССР был установлен судебный порядок рассмотрения заявлений военнообязанных об освобождении их от военной службы с оружием по религиозным убеждениям.

В этот же период институт Советского права при МГУ разработал проект положения о Верховном административном суде и губернских административных судах. Административным судам предполагалось передать разрешение требований граждан и учреждений об отмене незаконных актов, издаваемых органами коллегиального и едино-начального управления. Процессуальные правила рассмотрения дел были близки к традиционному исковому судопроизводству.

В отечественной юридической науке уже в 20-х годах появляются критические отзывы об институте административной юстиции. При этом утверждалось, что социалистическая система не предполагает конфликта трудящихся и администрации, а поскольку нет антагонизма личности и общества, то отсутствует субъективные публичные права и, следовательно, нет необходимости их защиты. Выдвигался и политический аргумент, будто бы в бюро жалоб в основном рассматриваются заявления представителей подавляемых классов. Был сделан вывод об излишестве всякого рода процессуальных гарантий при рассмотрении жалоб, и в дальнейшем эта политика стала руководящей.

Бюро жалоб были ликвидированы, законность в области государственного управления обеспечивалась только силами ведомственного контроля и прокурорского надзора. 11 апреля 1937г. ЦИК и СНК СССР издали постановление, которым был установлен судебный контроль за взыскание с граждан и членов колхозов недоимок по налогам, обязательному страхованию, поставок сельскохозяйственной продукции государству. Это означало, что в случае не уплаты обязанным лицом требуемой суммы для ее принудительного взыскания нужно получить санкцию суда. Судебная проверка такого рода действий носила сугубо формальный характер. Данное постановление в 3 раза увеличило количество гражданских дел, но не привело к созданию административной юстиции.

Дальнейшему развитию института административной юстиции послужило издание указа президиума ВС СССР от 21 июня 1961 г. о дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке. Данный указ предоставил право гражданам обжаловать в суд постановления административных органов о наложении штрафа. Таким образом, право прибегать к судебной процедуре стало принадлежать не взыскателю, а самому объекту административного воздействия.

8 декабря 1961 г. были приняты основы гражданского судопроизводства союза ССР и союзных республик. Они предусматривали в числе дел особого производства дела по жалобам на неправильности в списках избирателей, на действие административных органов, связанных с наложением штрафов о взыскании с граждан недоимок по ряду налоговых и страховых платежей. В последующем эти дела в ГПК РСФСР от 11 июня 1964 г. были объединены в одну группу, получившую название – производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений.

В 1977 г. праву на обжалование административных действий был придан конституционный уровень в соответствии с ч.2 ст.58 Конституции СССР от 7 октября 1977 г. Граждане были вправе обращаться в суд и в установленном законом порядке обжаловать действия должностных лиц, совершенных с нарушением полномочия, ущемляющие права граждан. В тоже время правовой механизм реализации данного права отсутствовал и не был принят в течение 10 лет.

30 июня 1988 г. принят закон о порядке обжалования в суде неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан. В соответствии с ним гражданам было разрешено жаловаться только на неправомерные действия должностных лиц, но запрещено жаловаться на действия коллегиальных органов. 2 ноября 1989 был принят закон о порядке обжалования в суд неправомерных действия органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан. Этот закон устранил недостатки предыдущего, но в тоже время сузил границы судебного контроля правилами об административной преюдиции, т.е. гражданин был вправе обратиться в суд только после предварительного обжалования неправомерных действий вышестоящему должностному лицу или органу государственного управления. По данному закону разрешение жалоб производилось в порядке установленном гражданским процессуальным законодательством.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.