Конспект лекции: Подходы к типологии цивилизаций



Понятие цивилизации крайне противоречиво. Одни ученые связывают цивилизацию с образованностью и распространением образованием (философы эпохи просвещения), другие с материальной культурой и технологиями (эволюционизм). М. Вебер понимает под цивилизацией те достижения материальной культуры, которые могут быть распространены по всему миру. Та же точка зрения присуща и для культурно-исторического подхода к исследованию цивилизации. Российская социологическая традиция рассматривает цивилизацию как способность культуры внести вклад в мировую культуру (Н.Я. Данилевский).

Трактовка цивилизации зависит от выбранного подхода к определению ее природы. Различается линейно-стадиальный подход, разработанный в эволюционизме, и концепция локальных цивилизаций, близкая к культурно-историческому подходу. Линейно-стадиальный подход рассматривает цивилизацию как определенный этап в развитии культуры, противопоставляя данное явление варварству и дикости. Признаком перехода в цивилизацию является появление технологии добычи и обработки железа. Развитие цивилизации линейно, закономерно, имеет единые законы. Однако антропологические исследования опровергли данную трактовку, что привело в начале XX века к дискредитации эволюционизма и распространению культурно-исторической школы и концепций локальных цивилизаций.

Теоретико-методологические подходы к исследованию явления локальной цивилизации были разработаны Н.Я. Данилевским и дополнены в XX веке О. Шпенглером и А. Тойнби. Общие принципы, заложенные к исследованию локальной цивилизации Данилевским, состоят в том, что это замкнутое социокультурное явление. Законы развития локальной цивилизации уникальны, каждая цивилизация развивает определенный аспект культуры, ее развитие происходит циклически и подвержено законам биологического развития организма. Эти же идеи в американской культурной антропологии были обоснованы в концепции социодинамики культуры А. Кребером. По мысли, О. Шпенглера цивилизация противостоит культуре. Цивилизация свидетельствует о близком крахе культуры. Признаками цивилизации является урбанизация, появление толпы и растворение в ней личности, кризис религии и распространение атеизма. Все эти признаки цивилизации являются, по мысли О. Шпенглера, признаками близкого «заката Европы».

Теория локальной цивилизации была дополнена А. Тойнби концепцией вызов-ответ. Вызовом являются те угрозы, которые приходят из окружающего мира и требуют адекватного ответа. Если цивилизация не способна адаптироваться к этим угрозам, она погибает, или подчиняется более сильным цивилизациям. Ответственность за выработку цивилизационного ответа берет на себя творческое меньшинство. Это ученые, деятели искусства, общественные деятели, которые способны на основе социокультурного опыта предложить эффективные приемы адаптации. От деятельности творческого меньшинства зависит, по мысли А. Тойнби, судьба цивилизации. Однако процесса распрастранения массового общества, пролетаризации интеллигенции (К. Мангейм) приводят к деградации творческого меньшинства, что несет риски для существования цивилизации.

Многообразие цивилизаций в рамках культурно-исторического подхода требует разработки подходов к их классификации.

 

Экономико-технологический подход

На основе экономико-технологического подхода можно выделить домашнюю и машинную цивилизацию. Домашняя базируется на ручном труде, ремесле, недостаточном развитии рынка и товарно-денежных отношений, натуральном хозяйстве. Во многом эти характеристики присущи средневековым цивилизациям и некоторым современным традиционным. Машинные цивилизации основываются на крупном машинном производстве, разделении труда, высокой производительности труда. Процесс становления машинной цивилизации произошел в Европе в процессе промышленной революции и изобретении парового двигателя.

 

Подход на основе типа воспроизводства

На основе типа воспроизводства (на что ориентируется цивилизация в своем развитии) можно выделить:

  • - традиционные цивилизации, ориентирующиеся в своем развитии на традиции. В современном мире это исламская цивилизация, конфуцианская, индо-буддисткая;
  • - либеральная, которая стремится к новациям, развитию творчески активной личности, часто пренебрегая при этом традициями;
  • - промежуточные цивилизации, для которых характерна цикличность развития, многократность переходов от традиционной к либеральной цивилизации. В современном мире ярким примером такого симбиоза является латино-американская цивилизация.

 

Религиозный подход

На основе религиозного подхода можно выделить:

  • - христианскую цивилизацию, разделяющуюся на православную, католическую и протестантскую;
  • - арабо-исламскую, разделяющуюся на шиитов и суннитов;
  • - индо-буддисткую;
  • - конфуцианско-дальневосточную;
  • - латино-американскую.

Специфику каждой цивилизации в рамках данного подхода определяется религиозной идеологией. Потому различия между современными цивилизациями, по мысли С. Хантингтона, кроются в религии. Взаимодействие цивилизаций приводит к цивилизационным конфликтам, которые происходят в зонах соприкосновения разных религий.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.