Конспект лекции: Культура как структурное целое



Культура как сфера общественной жизни представляет особую систему, которая развивается по своим собственным законам, имеет свою внутреннюю структуру, базируется на духовных отношениях между людьми. Их специфика - категория должного, базируется на системе моральных, религиозных норм. Потому в классических социологических теориях (Т. Парсонс) функция культуры понимается как создание и трансляция культурных норм как основ социального порядка.

В системе культуры выделяют такие структурные уровни, как материальная и духовная культура. Материальная культура - система материальных знаков (одежда, утварь, орудия труда, хозяйство), которые выполняют функции адаптации человека к окружающей среде. Материальная культура зависит от климата, ландшафта, природных ресурсов, культурных традиций, воздействия других культур. Духовная культура имеет целью формирования и развитие сознания человека, и включает в себя религию, искусство. Поддерживаются элементы духовной культуры общества, по мысли Э. Дюркгейма, благодаря праздникам, церемониям, театральным действиям. Деление на материальную и духовную культуру весьма условно, поскольку эти уровни в повседневной деятельности человека тесно взаимосвязаны между собой.

С позиции деятельности человека как главного творца культуры целесообразно выделить культуру повседневности. Она включает в себя то, что необходимо освоить индивиду, чтобы стать и быть членом социума, общества. Культура повседневности включает в себя опыт жизнедеятельности (социально значимое знание), ценности (смысловые и инструментальные), нормы, традиции и верования, умения и навыки, необходимые для жизни в социальной среде.

В структуре культуры выделяется элитарная и массовая культура. Элитарная культура включает в себя продукты, которые предназначены для узкой группы людей, интеллектуальной элиты общества. Они не руководствуются законами коммерческой окупаемости, удовлетворении массовых потребностей людей. Элитарной культуре противостоит массовая. Традиция ее выделения идет от Ортеги-и-Гассета, Д. Белла. Возникновение массовой культуры связывают со стандартизацией потребления, развитием средств массовой информации. Характеристики массовой культуры неразрывно связаны с толпой:

  • - недифференцированное множество, не имеет организации, комформна, потребитель информации, распространяемой СМИ, стандартизированный материал воспринимается единообразно;
  • - масса как синоним невежества, поскольку широкие массы не могут быть образованными и овладеть культурными ценностями;
  • - масса как механизированное общество, бытие человека приобретает маскоподобный характер. Человек есть придаток техники и вещей, он потерял индивидуальность;
  • - масса как бюрократизированное общество. Все решения принимаются сверху, это лишает человека инициативы, приводит к потере самоуважения, личность теряет свои черты в пользу стадности.

Суть массовой культуры сводится к управлению массой с помощью манипулирования, навязывания образцов и стереотипов, рекламы.

В современном обществе массовой культуре противостоят суб- и контркультуры. Субкультура- система ценностей, установок, норм поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающейся от господствующей в обществе культуры. Носители субкультуры характеризуются «особой» ментальностью, то есть совокупностью готовностей, установок и предрасположенностей действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом. В научный оборот понятие было введено в 30-х годах XX века Теодором Розаком. Введение понятие субкультуры позволяет судить о культурной дифференциации общества. Идеи Розака были в целом поддержаны научной общественностью, но сам термин редко употреблялся в виду расплывчатости и неопределенности. Понятие вновь приобрело свой статус в период развертывания «нового левого движения», объединившего радикально настроенную молодежь Запада, отрицавшую базовые ценности капиталистического общества (битники, хиппи, битлы). Эти активизировало разработку проблемы субкультур.

М. Гордон основной причиной возникновения субкультур считает радикальные изменения в образе жизни, которые произошли в послевоенные годы в результате НТР. Увеличение времени обучения, углубление отчуждения человека от результатов своей деятельности, от общества и от самого себя, кризис ценностей, дисгармония социальных связей и отношений. Исследуя различные группы радикально настроенной молодежи, ученый зафиксировал в среде бунтарей иной системы ценностей и алгоритмов культурно-творческой деятельности. Кроме того, культурные различия имеют и поколенческий характер, Гордон подчеркивал различия в оценках между поколениями отцов и детей.

Иная трактовка понятия субкультуры в работах У. Эко. В книге «Контркультура» он определил субкультуру как совокупность культурных образцов, отличающих одну общественную группу от другой. Если говорить о западной социологии культуры, то нет единого понимания понятия субкультуры. Западных социологов можно разделить на несколько групп в зависимости от того, как понимаются ими причины появления субкультуры.

Первая группа. Появление субкультуры связано с теми отличиями, которые являются прямым следствием конфликта поколений в последней четверти XX века. Л. Фойер считает, что конфликт поколений – универсальная историческая закономерность, которая определяется человеческой натурой и составляет движущую силу развития. Он не может быть устранен в силу психологических различий между разными возрастными группами.

Вторая группа считает, что субкультура появляется, когда между индивидами, принадлежащими к одной социальной группе, возникает общность эмоций и переживаний. Наиболее ярко это проявляется в молодежной среде (Д. Маклейн).

Третья группа считает, что субкультура возникает на определенном этапе развития человеческого общества, когда происходит формирование структур постиндустриального общества. Предпосылками формирования субкультур выступает увеличение периода подготовки молодого поколения к труду, резкое расширение сферы свободного времени, возникновение индустрии развлечений, превращение СМИ в один из важнейших факторов формирования и развития личности.

Четвёртая группа утверждает, что возникновение субкультур связано с действием системы социально-политических факторов:

  • - кризис буржуазной демократии;
  • - распространение нигилистических настроений в разных социальных группах;
  • - падение авторитета церкви;
  • - возникновение потребительского отношения к жизни.

Все эти обстоятельства были порождены Второй мировой войной, последствия которой до сих пор испытывает человек.

По-разному оценивают западные социологи роль, которую субкультуры играют в жизни постиндустриального общества. Карл Ман Гейм считает, что субкультуры порождены маргинальными общностями и способствуют разрушению культуры.

Другие считают, что только молодёжные субкультуры способны дать новый импульс развитию культуры Запада (Эдвард Тирьякьян и Люсьен Марсиль-Лакост).

Субкультурам противостоят контркультуры. Их специфика - бунт, открытый вызов образу жизни большинства. Т. Роззак. Д. Йингер определяет контркультуру как конфигурацию норм и ценностей, несовпадающими с господствующими в обществе. Она играет позитивную роль, поскольку выступает в роли стимула, обуславливающего движение социокультурной системы.

По мнению Г. Девиса, контркультура возникает в результате инверсии, придания ценностям и нормам ядра противоположного смысла. Отечественные социологи рассматривают контркультуру как систему ценностей, норм, которые противоположны ориентирам господствующей культуры, прошедшей процедуру легитимации и поддерживаемой всеми социальными институтами.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.