Конспект лекции: Фразировка РІРѕРїСЂРѕСЃР° как фактор трансформации общественного мнения



Вопросник – список вопросов, при помощи которых осуществляется запланированный процесс обмена сообщениями в ходе интервью или анкетирования, а сам вопрос – это высказывание исследователя (чаще всего в форме вопрошающего мнения), адресуемое респонденту и требующее от него более или менее содержательного ответа.

Результаты общения социолога с тем, кто оказался его собеседником, зависят от 3 факторов: от самого вопроса, вариантов ответа и поведения интервьюера.

Требования к социологу-интервьюеру: максимально нейтрально произносить вопрос, никак не выражая своего отношения к сути вопроса. Сам вопрос не должен содержать оценочных слов. Когда опрашивается большое количество людей, опрос должен проходить в сжатые сроки, чтобы снять влияние возможных изменений в общей социополитической обстановке.

Вопросы должны быть короткими, по существу дела, слова - простыми, без эмоциональной окраски. Вопросы должны включать все альтернативы. Если вариантов много, лучше дать прочитать, потому что трудно удержать в памяти.

Р’РѕРїСЂРѕСЃС‹:

  • - Открытые – сам формирует ответ. Припомнить Рё сформулировать нечто. Почему? Как?
  • - Закрытые – выбирает РёР· вариантов. Р’РѕРїСЂРѕСЃ предлагает респонденту узнать нечто. Цифры или «да»/«нет».
  • - Полуоткрытые – выбираем Рё пишем СЃРІРѕС‘.
  • - Важная характеристика – «затрудняюсь ответить». Предоставляем право выбора, РЅРµ высказываться.
  • - РћРјРЅРёР±СѓСЃ – РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ разных тематик РІ РѕРґРЅРѕРј РѕРїСЂРѕСЃРµ.

Сам опросник должен состоять из: «легенды», содержательной части и социально-демографических характеристик самого опрашиваемого.

«Легенда» - приветствие, представление анкетёра-интервьюера (показываем документы), объяснение, почему выбор пал на этого человека и получение согласия на сбор данных. Здесь рассказываем про цель исследования. Обращение к респонденту показывает равноправие участников и организаторов опроса.

Претензии критиков практики опроса:

  • - РІРѕРїСЂРѕСЃ задается людям, которые РЅРµ имеют представления Рѕ предмете РѕРїСЂРѕСЃР°;
  • - нет различия между людьми, которые дают первый попавшийся ответ Рё теми, кто тщательно думает;
  • - РІРѕРїСЂРѕСЃ РЅРµ понятен Рё каждый понимает его РїРѕ-своему;
  • - РІ «да» Рё «нет» втискиваются ответы РЅР° РјРЅРѕРіРёРµ проблемы РґРЅСЏ;
  • - РѕРїСЂРѕСЃС‹ РЅРµ выходят РЅР° причины мнений;
  • - РЅРµ учитывается интенсивность выражения мнений.

Концепция «пятичленка» или «пятикратная». План анкеты принят в 1938 Гэллапом:

  • 1. Р’РѕРїСЂРѕСЃ РЅР° информативность. Р’РѕРїСЂРѕСЃС‹-фильтры. Узнаём, имеет ли представление человек Рѕ проблеме.
  • 2. Тем, кто РІ РєСѓСЂСЃРµ, задаём уточняющие РІРѕРїСЂРѕСЃС‹. Открытые РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ или СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРµ высказывание РїРѕ проблеме.
  • 3. Дихотомичные РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ или выбор РёР· альтернатив.
  • 4. Р’РѕРїСЂРѕСЃ, выясняющий, почему респондент думает именно так (открытые Рё закрытые)
  • 5. Р’РѕРїСЂРѕСЃ, выясняющий твёрдость убеждений.

40% вопросов социально-демографические (пол, возраст), 60% - содержательные.

СМИ пренебрегают этими правилами с целью манипуляции общественным мнением: наводящие вопросы, варианты с стиле «за хорошее» и «за плохое».

40 минут – оптимальное время, человек не теряет интерес к теме. И 14 дней на проведение.

У Гэллапа следующие группировки населения:

  • - РїРѕ месту жительства;
  • - РїРѕ размеру населённого пункта;
  • - РїРѕ СѓСЂРѕРІРЅСЋ РґРѕС…РѕРґР°;
  • - РїРѕ возрасту;
  • - РїРѕ СѓСЂРѕРІРЅСЋ образования;
  • - вероисповедания;
  • - РїРѕ полу;
  • - расовой принадлежности;
  • - политическим убеждениям;
  • - РїРѕ СЂРѕРґСѓ занятий.

Формулировка вопроса может повлиять тогда, когда само мнение строго не оформлено. Когда человеку предоставляется возможность избрать из серии равнозначных образов один или несколько, он обычно выбирает те, которые стоят первыми. Поэтому ответы нужно располагать не в логической последовательности, не по мере убывания социальной желательности, а в случайном порядке. Простота и краткость социологических вопросов. В вербальном утверждении, состоящем из двух идей, идея, стоящая на последнем месте, имеет большую притягательную силу.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.