Конспект лекции: Кредиторская задолженность и управление ею



Кредиторская задолженность (КЗ) включает в себя:

1) Товарный (коммерческий) кредит (предоставляемый предприятию в форме отсрочки платежа за поставляемое сырье, материалы или товары).

Плюсы:

  • 1. является наиболее маневренной формой финансирования за счет заемного капитала;
  • 2. позволяет свободно распоряжаться предоставленными в кредит материалами;
  • 3. позволяет поставщикам увеличить объем реализации продукции и формирует дополнительную прибыль;
  • 4. стоимость товарного кредита ниже, чем стоимость привлекаемого финансового кредита;
  • 5. привлечение товарного кредита снижает потребность в финансовых средствах, и сокращает период финансового цикла предприятия;
  • 6. наиболее простой механизм оформления, по сравнению с другими видами кредитов.

Минусы:

  • 1. значительный кредитный риск, т.к. является необеспеченным видом кредита;
  • 2. носит ограниченный характер во времени, как правило, несколько месяцев.

2) Внутреннюю кредиторскую задолженность (ВКЗ), которая включает задолженность:

  • - по оплате труда;
  • - по отчислениям во внебюджетные фонды;
  • - по перечислениям налогов в бюджеты различных уровней;
  • - по перечислению взносов на личное страхование персонала;
  • - по расчетам с дочерними предприятиями;
  • - прочие виды внутренней КЗ.

Политика привлечения товарного кредита представляет собой составную часть общей политики привлечения предприятием заемных средств, заключающаяся в обеспечении максимального удовлетворения потребности в финансировании формирования его производственных запасов и снижения общей стоимости привлечения заемного капитала.

Этапы:

  • 1. Формирование принципов привлечения товарного кредита и определение основных их видов (кредит носит целевой характер, потребность в нем определяется с учетом планируемого объема запасов сырья и материалов. Привлечение товарного кредита осуществляется с учетом сложившейся хозяйственной практики, структуры и периодичности закупок сырья, материалов длительности хозяйственных связей и т.д.)
  • 2. Определение среднего периода использования товарного кредита. Средний период задолженности по товарному кредиту (в днях) = СКЗ/Оо, где СКЗ – средняя сумма остатка задолженности, Оо – однодневный объем реализации продукции по себестоимости.
  • 3. Оптимизация условий привлечения товарного кредита. разработка мероприятий по расширении сферы кредитных отношений с постоянными партнерами, по привлечению новых партнеров; по увеличению среднего периода использования товарного кредита.
  • 4. Минимизация стоимости привлечения товарного кредита. Механизм управления стоимостью товарного кредита основан на соотношении показателей размера ценовой скидки (при расчете наличными) и периода предоставления платежа. Стоимость привлечения товарного кредита не должна превышать уровень ставки процента за краткосрочный банковский кредит с аналогичным периодом.
  • 5. Обеспечение эффективного использования товарного кредита. Критерием является разница между средним периодом использования коммерческого кредита и средним периодом обращения товароматериальных ценностей. Чем выше эта разница, тем эффективней используется кредит.
  • 6. Обеспечение своевременного расчета по товарному кредиту. расчеты по товарному кредиту включаются в платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга текущей финансовой деятельности.

Целью управления внутренней кредиторской задолженностью предприятия является обеспечение своевременного начисления и выплаты средств, входящих в ее состав.

Этапы:

  • 1. Анализ внутренней КЗ предприятия в предшествующеем периоде:
    • 1.1. Исследуется общая сумма ВКЗ предприятия и изменение ее удельного веса в общем объеме привлекаемого заемного капитала.
    • 1.2. рассматривается оборачиваемость ВКЗ
    • 1.3. изучается состав ВКЗ по ее видам, выделяется динамика удельных весов отдельных видов в общей сумме ВКЗ
    • 1.4. изучается зависимость отдельных видов КЗ от изменения объема реализации продукции.
  • 2. Определение состава ВКЗ предприятия в предшествующем периоде. Устанавливается перечень видов ВКЗ с учетом новых видов хозяйственных операций, новых структур предприятия, новых видов деятельности.
  • 3. Установление периодичности выплат по отдельным видам ВКЗ. По каждому виду ВКЗ устанавливается средний период начисления средств от момента начала этих отчислений до осуществления выплат.
  • 4. Прогнозирование средней суммы начисленных платежей по отдельным видам ВКЗ.
  • 5. Прогнозирование средней суммы и размера прироста ВКЗ по предприятию в целом. Определяется путем суммирования прогнозируемого среднего его размера по отдельным видам этой задолженности. Прирост ВКЗ = ВКЗп – ВКЗф, где ВКЗп – прогнозируемая средняя сумма ВКЗ по предприятию в целом; ВКЗф – средняя сумма ВКЗ предприятия в аналогичном предшествующем периоде.
  • 6. Оценка эффективности прироста ВКЗ предприятия в предстоящем периоде. Эффект заключается в сокращении потребности предприятия в привлечении кредита и расходов по его обслуживанию. Эффект от прироста средней суммы ВКЗ предприятия в предшествующем периоде= ΔВКЗп(ср)* ПКб/100, где ΔВКЗп(ср) - прогнозируемый прирост средней суммы ВКЗ по предприятию в целом; ПКб – среднегодовая ставка процента за краткосрочный кредит, привлекаемый предприятием.
  • 7. Обеспечение контроля за своевременностью начисления и выплаты средств в разрезе отдельных видов ВКЗ. Расчеты по ВКЗ включаются в платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга текущей финансовой деятельности.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.