: Наблюдение в маркетинговых исследованиях
Наблюдение – это метод сбора первичной информации путем пассивной регистрации исследователем определенных процессов, действий, поступков респондентов, событий, которые могут быть выявлены органами чувств.
Результаты наблюдения используются:
- - для построения гипотез;
- - для проверки данных, полученных другими методами;
- - для дополнительных сведений об объекте.
Недостатками наблюдения как метода маркетинговых исследований являются:
- - недостаточная репрезентативность полученных данных, т.к. изучение ведется, как правило, на малой группе респондентов;
- - субъективность толкования;
- - возможность не заметить какие-то важные проявления покупательского поведения;
- - трудность вскрытия мотивов, интересов, отношений, лежащих в основе определенного покупательского поведения;
- - влияние наблюдателя.
Фиксация результатов наблюдения:
- - кратковременная запись по «горячему следу»;
- - карточка для регистрации информации, касающейся наблюдаемых лиц, явлений, процессов (или протокол наблюдений, как расширенный вариант карточки);
- - дневник наблюдений, в который систематически, день за днем заносятся необходимые сведения, высказывания, поведение отдельных лиц, собственные размышления наблюдателя (например, розничного продавца в киоске, магазине);
- - фото, видео и звукозапись.
Отчет о наблюдении должен содержать следующие сведения:
- - время, место, обстоятельства наблюдения;
- - способ наблюдения и роль наблюдателя;
- - характер наблюдаемых лиц;
- - анализ информации, собственные заметки и интерпретации наблюдателя;
- - оценка надежности полученных результатов.
! .