Конспект лекции: Культурно-историческая школа в исследовании культуры



Культурно-историческая школа выступила как одно из направлений развития американской культурной антропологии.

 

Франц Боас

Во главе культурно-исторической школы стоял Франц Боас. Почти все американские культурные антропологи считали себя учениками Боаса. Целью антропологического исследования он считал создание целостного представления об истории. Боас признавал существование общих законов, которым подчиняется возникновение и развитие культуры. Однако он полагал, что при формулировке таких законов нужна особая осторожность, так как схожие культурные явления могут иметь разное происхождение и функции. В истории культур существуют различные варианты развития. Источником развития культур выступает своеобразное внутреннее развитие социальной группы и посторонние влияния, которым она подвергается.

Следовательно, универсальные законы развития культур возможны только в рамках культурных кругов.

 

Альфред Кребер

Альфред Кребер – ученик Боаса - был связан с музеем антропологии в Беркли, много времени провел в полевых исследованиях. На основе собранного материала разрабатывал концепцию культурных ареалов. Этим термином он обозначал пространство, в границах которого развит тот или иной тип культуры. Культурный ореал связан с географическим. Среди работ Кребера следует выделить: «культурные и природные ареалы аборигенов Северной Америки», «Народы Филиппин» (1919), «Антропология» (1923), «Природа культуры» (1952).

Кребер, на основе идеи наложения кругов диффузионистов, утверждал, что все культуры мира составляют один сплошной и неразрывный континиум. В основе культуры, ее уникальности и стиля лежит этос - система идеалов, ценностей, которая преобладает в каждой конкретной культуре. Этос накладывает отпечаток на материальную и духовную культуру, поведение людей. Единство материальной и духовной культуры, а также политическое устройство входит в понятие культурной модели. Модели культуры выступают как системообразующий центр, скелет отдельных культур.

Подробно анализируя специфику каждой культуры, Кребер выделяет общие черты:

  • 1. Все культуры в своем развитии проходят одинаковые фазы - возникновение, расцвет и упадок.
  • 2. В культуре существует тенденция возникновения за короткий срок высших достижений и ценностей, которые знаменуют взлеты (кульминации культуры). Результатом кульминации может стать расцвет тех или иных форм культуры. Длительность кульминации различны - от нескольких десятилетий до сотен лет. Для каждой культуры характерна своя кривая роста, характеризующая специфику расположения пиков во времени.

Таким образом, специфику и основные идеи данной школы можно свести к следующему:

  • 1. Лишь на основе исследования каждой культуры в отдельности может быть построена история культур человечества.
  • 2. Взаимодействуя между собой культуры народов формируют культурную общность в конкретных географических ареалах. В пределах этих ареалов могут быть найдены формы взаимовлияния народов, взаимопроникновение элементов культур.
  • 3. Каждая конкретная культура в своем развитии переживает кульминации продолжительностью от нескольких лет до нескольких столетий. Таких пиков в истории культуры может быть несколько.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.