Конспект лекции: Биологическое направление в социологии культуры



Биологическое направление в социологии культуры XX века возникает как попытка реанимации идей классического эволюционизма в 40-х годах на основе достижений культурно-исторической школы.

 

Лесли Уайт

Одним из лидеров неоэволюционизма является американский антрополог Лесли Уайт. Под влиянием идей культурно-исторической школы понятие эволюции приобрела принципиально другое звучание. В исследованиях неоэволюционистов история человеческого общества выступала как сумма линейно развивающихся замкнутых систем. Эта многолинейность трактовалась как результат приспособления человека к различным средам. Историки антропологии считают, что эволюционизм получил особое распространение в США и наиболее полно разработан в трудах Л. Уайта.

Свое видение теории культуры он изложил в работах: статья «Стадии эволюции, прогресс и измерение культуры» (1947). В этой статье возродил понятие эволюции, стадий прогресса. Он доказывает, что различные состояния культуры можно и необходимо оценивать, используя понятие «лучше», «более развитый». «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), Понятие культурных систем: ключ к пониманию племен и наций (1975).

В исследовании проблемы эволюции Уайт считает определяющим критерием уровня развития культуры и общества является его энергооснащенность. Культура - биологическое явление. Все живые организмы преобразуют свободную энергию космоса и преобразуют ее в другие виды. Как растения вбирают энергию Солнца для роста, так и культура требует расхода энергии. В результате эволюция оказывается связанной лишь с ростом количества используемой энергии. В самых примитивных культурах используется только энергия физических усилий человека и животных, а в более развитых- энергия ветра, пара, атома, электричества.

Культурное развитие, таким образом, состоит в постоянном увеличении объема используемой человеком энергии. Это положение впоследствии получила название «Закон Уайта». История выступает как непрерывная борьба за освоение новых источников энергии. В качестве первого уровня развития выступает эра человеческой энергии, на смену ей приходит эра покорения солнечной энергии (возделывание культурных растений и животных), эра покорения энергии ветра, воды и органического топлива, атомная эра.

Таким образом, критерии общественного прогресса состоит в количестве обуздываемой за год энергии на душу населения и эффективности психологических средств контроля.

Такой подход приводил к выводу о том, что цель потока культурных изменений заключается в аккумулировании энергии, рассеянной в пространстве или существующей в природной среде, в также в том, что придать ей соответствующую структурную форму. На основе данного критерия может быть описано развитие технологических цивилизаций. Идеи Уайта привели к тому, что в 50-60г. 20 века неоэволюционизм стал ведущим направлением в развитии американской антропологии.

 

Джулиан Стюард

Эта теория была обогащена в 50 годы идеей мультилинейного развития Джулиана Стюард в труде «Теория культурных изменений: методология многолинейной эволюции» (1955). Он рассматривал культуру как особую систему, эволюция которой определяется потребностью к адаптации к природным условиям. Значит, общества, находящиеся на в сходных природных условиях и на одинаковых уровнях технологического развития, должны развиваться одинаково. В соответствии с этими критериями, развитие культуры и общества может идти разными путями.

В области теории культуры Стюард сконцентрировал свои исследования вокруг проблемы культура и окружающая среда (культурная экология). Адаптация культуры к окружающей среде выступает как непрерывный процесс, поскольку нельзя добиться абсолютного приспособления к окружающей среде. Адаптация определяется технологической оснащенностью общества. Общество с развитыми онаоборот, чем проще культура, тем сильнее проявляется прямое влияние географической среды.



Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.